Фотогалерея
    Счетчик посещений
    mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
    mod_vvisit_counterСегодня337
    mod_vvisit_counterВчера327
    mod_vvisit_counterЗа эту неделю1442
    mod_vvisit_counterЗа неделю3698
    mod_vvisit_counterЗа этот месяц7574
    mod_vvisit_counterЗа месяц9831
    mod_vvisit_counterВсе дни297250

    У нас есть: 10 гостей online
    Ваш IP: 54.224.118.247
    Сегодня: Окт 17, 2018
    Кто на сайте
    Сейчас 96 гостей онлайн
    «Воспитание толерантного отношения к детям с ОПФР»
     
    Если я чем-то на тебя не похож,
    я этим вовсе не оскорбляю тебя,
    а, напротив, одаряю.
     
    Антуан де Сент-Экзюпери

     Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.
    Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
    в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
    во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
    в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
    в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
    в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
    Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
    Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
    Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
    Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
    Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.
    Проблема.  Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.
      А так же проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».
    В связи с этим, следует помнить о педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
    В процессе совместного обуче¬ния актуальны положительные вза-имоотношения не только между учи¬телем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису¬щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на¬полняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж¬дения и формированию эмоцио¬нальной культуры детей. Хочется на¬помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу¬аций, прохладных отношений, про-явление безразличия и высокоме¬рия, чем потом их исправлять.
    Толерантное отношение сверстников к детям с ОПФР.
          В современном образовательном пространстве интеграция признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с ОПФР, но и здоровых детей. Интеграция дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую.
       При этом следует отметить, что подготовке педагогов, психологов, социальных педагогов в настоящее время уделяется достаточно большое внимание – семинары, методические объединения, многочисленные публикации, мировые сообществе и т.д.. Подготовительная работа ведется и с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в подготовительный процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей.
      Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии.
    Сниженная способность учащихся данной категории к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.
    В условиях интеграции необходимо формировать у родителей, нормально развиваю¬щихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
    Рекомендуется для здоровых детей провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи¬ли его играть, общаться.
     Аккуратный внешний вид «особого» ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематичес¬ким руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.
    Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потреб¬ность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.
    В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.
    Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следую-щие формы, методы и приемы:
    1. Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность.
    2. Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положи¬тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка
    («посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
    3. Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель¬ной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи;
    ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
    4. Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной не-достаточностью. Рекомендуется рассказывать детям биографию амери¬канского актера Криса Берка с синдромом Дауна, который за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпуска¬ет музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
    5. Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
    6. Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.
    Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей с особенностями
    возможно организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:
    1. Просветительский блок:
    а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества интеграции детей с ОПФР, возможные трудности и проблемы;
    б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о белорусском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;
    2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:
    а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к детям с особенностями и в общем к  людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;
    б) развитие толерантности, формирование позиции принятия другого.
       Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты.
        Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач:
    осознание собственной уникальности и уникальности других;
    развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
    овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.
    Кроме того, психологом, педагогом социальным ведется работа с педагогами и с родителями. 
    1) индивидуальное консультирование учителей, учащихся и их законных представителей;
    2)  родительский университет «Социальная адаптация детей с ОПФР»;
    3) выступления на родительских собраниях;
    4)  семинары для классных руководителей («Взаимодействие с учащимся ОПФР», «Особенности воспитания», подготовка памяток для классных руководителей учащихся с ОПФР и пр.);
    5)  выступление на часах информирования.
    Преимущества совместного общения детей с ОПФР и здоровых детей.
      Как для детей с ОПФР, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
    социального характера:
    - развитие самостоятельности через предоставление помощи;
    - обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
    - формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
    психологического характера:
    - исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;
    медицинского характера:
    - подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
    - исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
    педагогического характера:
    - рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей  друг с другом);
    - активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
    Рекомендации для здоровых детей
    Необходимо осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне.
       Он не понимает, почему он другой.
    Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей.
    Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи¬ли его играть, общаться.
    Рекомендации для родителей
     нормально развиваю¬щихся сверстников
    Сформировать адекватные установки в отношении особого ребенка.
    Смотреть на него как на человека с определенным потенциалом.
    Принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
         А на современном этапе перехода к интегрированному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической  среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.

    Детей сравнивают с цветами.
    Ребёнок с особенностями  тоже цветок.
    Цветок полыни. Горький, но такой необходимый для здоровья.

    Обновлено (14.04.2017 11:46)

     
    Выбор языка сайта
    Голосования
    Устраивает ли Вас качество оздоровительного процесса в нашем учреждении