Фотогалерея
    Счетчик посещений
    mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
    mod_vvisit_counterСегодня445
    mod_vvisit_counterВчера384
    mod_vvisit_counterЗа эту неделю1393
    mod_vvisit_counterЗа неделю2982
    mod_vvisit_counterЗа этот месяц7603
    mod_vvisit_counterЗа месяц22183
    mod_vvisit_counterВсе дни358931

    У нас есть: 27 гостей online
    Ваш IP: 54.173.237.152
    Сегодня: Фев 19, 2019
    Кто на сайте
    Сейчас 191 гостей онлайн

    ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    В статье 19 Конвенции о правах ребёнка перечисляются следующие виды насилия: это «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

    В Докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» (2002 год) под насилием понимается «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное непосредственно в отношении ребёнка лицом или группой лиц, которое влечёт или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью (телесные повреждения, психологическая травма), выживанию, развитию (отклонения в развитии) или достоинству ребенка».

    Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Как свидетельствуют данные ООН и результаты исследований, проведенных в Республике Беларусь, 65% белорусских детей в возрасте 2-14 лет подвергаются как минимум одной из форм психологического или физического наказания со стороны взрослых членов семьи. Увеличению опасности насилия в отношении детей способствуют агрессивные и конфликтные взаимоотношения в семье, особенно между взрослыми, в результате чего ребёнок становится жертвой «смещённой» агрессии. Жестокое обращение часто приводит к неблагоприятным для детей последствиям. Кроме того, оно может стать причиной формирования криминального поведения.

    Очевидно, что сегодня выявление несовершеннолетних, ставших жертвами насильственных действий, должно происходить  не только медицинскими работниками и правоохранительными  органами  по фактам установления причин имеющихся повреждений у ребенка, но и педагогами в практической деятельности как предупредительная мера.

      Руководством к действию педагогических коллективов в этом вопросе должен стать «Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних» (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 7 февраля 2018 г. № 05-01-07/1121/дс), направленный во все учреждения образования (далее – Алгоритм).

    Обращаем внимание педагогов  на некоторые аспекты   в проведении этой работы.

    Тематические исследования постоянно подтверждают наличие у детей трёх категорий проблем, связанных с тем, что ребёнок является свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия:

    •поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы – более высокий уровень агрессии, гнева, враждебности, вызывающее поведение и непослушание; плохие отношения со сверстниками, братьями и сестрами, неумение налаживать социальные отношения; низкая самооценка;

    •когнитивные проблемы и проблемы отношений – низкая когнитивная функциональность, плохая учёба в школе, нехватка навыков разрешения конфликтов и решения проблем, принятие грубого поведения и отношения, вера в незыблемые гендерные стереотипы и главенство мужчин;

    •проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе – высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию.

    Насилие в семье часто скрывается. Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное.

     Когда ребёнок становится свидетелем и участником акта грубого поведения,  его потом запугивают, чтобы он не рассказывал об эпизоде насилия, не раскрывал «семейную тайну».  Однако исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом. Следовательно, педагогам необходимо выстраивать доверительные отношения с обучающимися.

    Физическое насилие – самый раскрываемый вид насилия, поскольку на теле у жертвы, как правило, остаются следы. Сегодняшняя криминалистика располагает средствами для выявления многих, порой не видимых внешне, следов физического насилия. Применение физического насилия в таких случаях раскрывается и с помощью современных психометрических методик.

    Необходимо отличать семейный конфликт от насилия. В основе конфликта обычно лежит некая конкретная проблема, которую можно разрешить, а насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной. Часто наблюдается сочетание различных видов насилия.

    Как показано в многочисленных исследованиях, чаще всего в супружеских отношениях в качестве агрессора выступает муж, а жена – в качестве жертвы. Однако не всякий мужчина и не всякая женщина в семье выступают соответственно в роли агрессора и жертвы

    Личность агрессора имеет следующие характеристики:

    • импульсивность, неустойчивость к неудачам, склонность к вспышкам гнева;

    • низкую самооценку;

    • выраженную потребность во внимании;

    • эмоциональную зависимость от партнера;

    • собственнические установки;

    • стремление контролировать ситуацию в семье;

    • ригидность ожиданий в супружеских отношениях;

    • ревнивость.

    Личность жертвы отличают:

    • экономическая и/или эмоциональная зависимость от мужа;

    • ощущение бессилия, смирение с мыслями о насилии и нежелание его остановить;

    • неспособность разделять свои собственные потребности и нужды мужа;

    • низкая самооценка;

    • нереалистические убеждения, что поведение насильника можно изменить;

    • уверенность, что ревность и физическая агрессия – доказательство любви.

    Понимание причин возникновения ситуаций семейного насилия даёт специалистам (педагогам, социальным работникам, школьным педагогам-психологам, представителям органов опеки и правопорядка, представителям общественных организаций) возможность выстраивать стратегию и тактику помощи семьям.

    Применялось ли к ребёнку физическое насилие, можно понять по особенностям его внешнего вида, психического состояния и поведения, а также по характеру имеющихся у него травм.

    К внешне наблюдаемым признакам физического насилия относятся следы укусов; синяки; кровоподтёки; царапины; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов (ремнём, палкой); следы от верёвочной петли; ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; травмы; переломы в необычных местах; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); необычное состояние ребёнка после насильственного приёма алкоголя или лекарств; тело ребёнка со следами насильственной смерти. Вывод о повторяющемся физическом насилии можно сделать в том случае, если на теле ребёнка имеются следы разной давности (раны,  кровоподтёки и т. д.).

    Необходимо обращать внимание на изменение психоэмоционального состояния ребенка. Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:

    •он понимает, что происходит насилие;

    •он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;

    •он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);

    •он переживает последствия акта насилия.

    Учащиеся подросткового возраста, подвергшиеся физическому насилию, часто совершают побеги из дома, попытки суицида.  Особенностью их поведения является избегание физических контактов с другими людьми; ношение закрытой одежды (чтобы скрыть повреждения); отказ раздеваться для участия в школьных спортивных мероприятиях; невразумительные (противоречивые) объяснения причин появления повреждений; страх перед родителями; частые опоздания или пропуски школьных занятий; ранний приход в школу и очень поздний уход домой;  неуважительное отношение к другим; чрезмерное послушание, готовность услужить и безропотное позволение делать другим с собой всё что угодно; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; агрессивные игры, часто с причинением повреждений сверстникам; саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); жалобы на боль при движении или контакте; отчаянные просьбы не сообщать родителям о неудачах в школе (двойки, прогулы, плохое поведение); рассказы о насилии со стороны родителей.

    Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать, т. к. в отличие от физического, явные признаки насилия психологического

    редко видны. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка:

    ·        беспокойство или тревожность;

    ·        длительно сохраняющееся подавленное состояние;

    ·        агрессивность;

    ·        склонность к уединению;

    ·        чрезмерная уступчивость;

    ·        суицидальные угрозы или попытки;

    ·         неумение контактировать с другими людьми;

    ·         малое число друзей или их отсутствие;

    ·         проблемы с учёбой;

    ·         низкая самооценка.

    Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью: потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия.

    Особенности поведения детей: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; проявления низкой самооценки и отсутствия самоуважения; переживания; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность; «прилипание» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.

    Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесённую родителями, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети никогда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, то всё равно защищают близких. Дети предпочитают переживать всё в душе, поскольку убеждены: того, о чем не сказано вслух, не существует. Сохранить этот большой секрет важнее, чем рассказать о своих чувствах.

    Особенности поведения детей при сексуальном насилии: внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то; чрезмерное проявление привязанности; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий частям тела; стеснительность или потеря привязанности к семье; проблемы со сном, включая бессонницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или настоятельные просьбы включить ночник; чрезмерная «цепкость», «прилипчивость» или другие признаки запуганности; резкое изменение индивидуально-личностных особенностей; проблемы в школе; нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке; побеги из дома; необычайная искушённость и не соответствующая возрасту образованность в вопросах сексуального поведения; сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителям либо другим взрослым.

    Специалисты, работающие с пострадавшими от сексуального насилия детьми, утверждают, что, если детям верят и предпринимают соответствующие адекватные меры, то в большинстве случаев можно предотвратить долгосрочные последствия насилия для психического здоровья. Для этого необходимо, прежде всего, информировать детей о подобном явлении. Делать это должны люди, которым ребёнок доверяет. Самое главное, что ребёнок должен усвоить: сексуальное насилие – это всегда плохо и неправильно. Причём ответственность за происходящее лежит только на взрослом, и если ребёнок расскажет правду, то накажут насильника, а не его.

    Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Министерством образования Республики Беларусь издано пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «Профилактика домашнего насилия» [2]. В  нем имеются теоретические материалы по теме, предлагаются тесты. Для проведения занятий по вопросам домашнего насилия авторы рекомендуют использовать интерактивные методы обучения: игровые (упражнения, ролевые игры), кейсы, групповую дискуссию, мозговой штурм, видеоанализ и др. и приводят примерные конспекты их проведения, а также видеосюжеты для просмотра и последующего обсуждения с учащимися. Рекомендуем его широко использовать на практике.  

    Преподаватели кафедры психолого-педагогического сопровождения образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования» предлагают примерный перечень психодиагностических методик для педагога-психолога учреждения образования по выявлению насилия в семье:

    Тест «Подростки о родителях» ADOR. (автор Э. Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном).

    Методика «Стратегии семейного воспитания».

    Методика «Рисунок семьи».

    Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

    Методика «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса.

    Методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.

    Использованные источники:

    1. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 7 февраля 2018 г. № 05-01-07/1121/дс «Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних».

    2. Профилактика домашнего насилия: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Н. Н. Яковлева [и др.]. – Минск: Четыре четверти, 2015. – 148 с. Режим доступа: http://www.adu.by/wp-content/uploads/2015/articles/profilaktika-dom-nasilija.pdf Дата доступа 18.01.2019

    3. Фурманов, И.А. Межпоколенная эстафета агрессии и насилия в семье: эндогенные и экзогенные факторы / И.А. Фурманов // журнал Веснiк БДУ. Сер.3. Гiсторыя. Фiласофiя. Псiхалогiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права : Навукова-тэарэтыч. часопiс. – 2009 . – № 1. – С. 67 – 72.

     

    Информационные материалы подготовлены начальником

    центра идеологической, воспитательной и социальной

    работы Акимовой Е.П.

     

    Обновлено (30.01.2019 19:46)

     
    Выбор языка сайта
    Голосования
    Устраивает ли Вас качество оздоровительного процесса в нашем учреждении